Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2017 году: компенсация 50 рублей и законы о продлении детских ежемесячных выплат до 1

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

Существующая система государственной поддержки семей с детьми предоставляет в 2017 году гражданам РФ, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка только в течение первых полутора лет. После достижения ребенком возраста 1,5 года уже на протяжении двух десятилетий пособие по уходу будет предоставляться только в виде компенсации от работодателя в размере 50 руб. в месяц. В то же время, с учетом масштабной нехваткой ясельных групп в детский сад ребенка можно отдать только с 3 лет, при этом основная часть населения России не имеет возможности нанять няню для полуторагодовалого ребенка, которой необходимо будет платить зарплату.

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30 мая 1994 года № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года).

Эта ежемесячная выплата носит характер компенсации и в 2017 году по-прежнему будет составлять 50 рублей. Денежные средства полагаются матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

В каждом отдельно взятом регионе после достижения ребенком полутора лет могут также устанавливаться иные, дополнительные детские выплаты. При этом обращаться за любым ежемесячным денежным пособием можно на протяжении нескольких месяцев с момента возникновения на него права.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — в 2017 году ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада будет устанавливаться в регионах исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.

  • Второй этап. Подача документов

    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.

  • Третий этап. Ожидание выплаты

    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.



  • Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

    Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

    Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

    В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

    Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

    Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.



    Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

    • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
    • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
      • в размере одного МРОТ (7500 руб. до 1 июля 2017 г.) — на первого ребенка;
      • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

    По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

    Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2017 году: компенсация 50 рублей и законы о продлении детских ежемесячных выплат до 1

    Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

    Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.



    10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

    Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

    • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
    • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2017 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.



    Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2017 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

    • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
    • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

    Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2017 года) для отдельных категорий граждан:

    • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
    • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

    При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2017 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).



    Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

    Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

    С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

    • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
    • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
    • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.



    В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

    Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

    27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

    Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:

    «Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

    С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:



    • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
    • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
    • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

    В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

    • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
    • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

    Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

    О admin

    Оставить комментарий

    x

    Check Also

    Детские пособия в Московской области в 2017 году: единовременные и ежемесячные выплаты при рождении ребенка, малоимущим и многодетным семьям

    Детские пособия в Московской области В Московской области (МО) разработано множество социальных выплат и пособий для семей с детьми, которые нуждаются в дополнительной материальной поддержке.

    Пособия на детей в Челябинской области и Челябинске в 2017 году: сколько, как и где получить выплаты

    Детские пособия в Челябинске и Челябинской области Челябинская область — уральский регион, находящийся на границе европейской и азиатской частей РФ. Рождаемость в регионе уверенно растет с 2000 года, а численность населения — с 2012 года.

    Детские пособия в Ульяновске в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Ульяновской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Ульяновске и Ульяновской области В 2017 году в Ульяновской области продолжает реализовываться комплексный проект «Забота». Его цель — обеспечить достойную жизнь каждой семье.

    Детские пособия в Самарской области в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Самаре и Тольятти через Соцзащиту

    Детские пособия в Самаре и Самарской области Пособия на детей в 2017 году в Самарской области положены родителям дошкольников и школьников. Если федеральные выплаты выдаются преимущественно по принципу категориальности (например, на всех новорожденных, детей до 1.5 лет), то региональные выплачиваются избирательно, с применением принципов адресности и нуждаемости.

    Детские пособия в Коми и Сыктывкаре в 2017 году через Соцзащиту и МФЦ

    Пособия на детей в Сыктывкаре и Республике Коми Проводимая социальная политика и другие факторы поспособствовали повышению рождаемости в Республике Коми на 25% за последние 10 лет.

    Детские пособия в Чите в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Забайкальском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Чите и Забайкальском крае Государственные детские пособия в регионе, как и на других территориях РФ, подразделяются на федеральные (выплачиваются из госбюджета) и региональные (из краевого бюджета). Если первые унифицированы для всей страны, то вторые имеют характерные для края особенности.

    Детские пособия в Хабаровске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Хабаровском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Хабаровске и Хабаровском крае В регионе действуют все обязательные федеральные пособия, установленные на государственном уровне, а также собственные краевые (региональные). Федеральные пособия финансируются из государственной казны, их действующая система была введена с 2007 г. Региональные выплаты обеспечиваются на местном уровне.

    Детские пособия в Липецке в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Липецкой области через Соцзащиту

    Детские пособия в Липецке и Липецкой области Выплатам для семей с детьми в Липецкой области уделяется особое внимание. Помощь деньгами и льготами, исходящая от федеральных и местных властей, является хорошим подспорьем для семей с подрастающим поколением.

    Детские пособия во Владивостоке в 2017 году: федеральные и региональные выплаты в Приморском крае через Соцзащиту

    Детские пособия во Владивостоке и Приморском крае Приморский край играет особую роль в экономике России из-за своего местоположения на Дальнем Востоке. Он важен в плане внешней торговли и добычи полезных ископаемых.

    Детские пособия в Брянске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Брянской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Брянске и Брянской области Помимо проблем с рождаемостью, характерных для области с самого начала 1990-х гг., особенностью региона является наличие территорий, загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС.

    Детские пособия в Кирове в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Кировской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Кирове и Кировской области В Кировской области и ее административном центре список детских пособий чрезвычайно обширен. В дополнение к основным федеральным выплатам, в регионе есть местные виды помощи семьям с детьми.

    Детские пособия в Иркутске в 2017 году: федеральные и региональные выплаты в Иркутской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Иркутске и Иркутской области Несмотря на экономический кризис в стране в последние несколько лет, система детских пособий в Иркутской области продолжает развиваться и совершенствоваться.

    Детские пособия в Барнауле в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Алтайском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Барнауле и Алтайском крае Перечень пособий, положенных семьям с детьми в Алтайском крае, достаточно широк. Родители могут рассчитывать и на федеральные выплаты, которые одинаковы на всей территории России, а также на местные пособия, установленные краевыми властями и финансируемые из регионального бюджета.

    Детские пособия в Республике Дагестан в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Махачкале через Соцзащиту

    Детские пособия в Махачкале и Республике Дагестан В Дагестане многодетность является характерной для большинства семей. В то же время жители региона не отличаются особой обеспеченностью.

    Детские пособия в Тюмени в 2017 году: государственные и региональные выплаты на ребенка в Тюменской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Тюмени и Тюменской области В Тюменской области выплачиваются два вида пособий: федеральные, которые оформляются по принципу категориальности; дополнительные региональные, которые уже давно большей частью действуют на основании критериев адресности и нуждаемости.

    Детские пособия в Ставрополе в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Ставропольском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Ставрополе и Ставропольском крае В Ставрополье действует ряд федеральных и региональных выплат семьям с детьми, призванных улучшить быт и благосостояние ставропольских родителей.

    Выплаты при рождении ребенка в 2017 году в Санкт-Петербурге: единовременное пособие в СПб, губернаторские льготы и компенсации многодетным и малоимущим семьям

    Детские пособия в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге детскими пособиями охвачены все нуждающиеся категории населения. Перечень действующих выплат совершенствуется, пособия индексируются ежегодно.

    Детские пособия в Краснодаре в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Краснодарском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Краснодаре и Краснодарском крае Краснодарский край — благодатный курортный регион, один из самых желанных для жизни в России. Его численность населения растет, а рождаемость увеличивается — в последние годы она приблизилась к средним показателям по России.

    Детские пособия в ХМАО в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском АО через Соцзащиту

    Детские пособия в Ханты-Мансийске и Ханты-Мансийском АО Одна из приоритетных статей бюджета ХМАО на 2017 г. — социальная поддержка семей с детьми. На регион следует ровняться в плане организации помощи местному населению.

    Детские пособия в Перми в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Пермском крае через Соцзащиту

    Детские пособия в Перми и Пермском крае Пермский край (Прикамье) — важный для России регион в экономическом и промышленном плане. В последние несколько лет тут наметился рост населения региона.

    Пособия на детей в Москве в 2017 году: федеральные, городские и лужковские выплаты, необходимые документы, оформление на Портале госуслуг ПГУ и адреса отделений СЗН

    Детские пособия в Москве Москва подтверждает свой статус главного города страны не только благодаря более высокому уровню жизни и концентрации в ней крупных и процветающих компаний, но и за счет успехов, которые достигнуты в социальной политике.

    Детские пособия в Вологде в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Вологодской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Вологде и Вологодской области Список пособий детей в городе Вологда и области включает в себя большое количество позиций, редко встречающихся в других регионах страны.

    Детские пособия в Республике Алтай: виды, необходимые документы, адреса

    Детские пособия в Республике Алтай и Горно-Алтайске Социальная поддержка семей с детьми в Республике Алтай осуществляется как из федеральных, так и из региональных источников.

    Детские пособия в Кемерово в 2017 году: федеральные и региональные выплаты на ребенка в Кемеровской области через Соцзащиту

    Детские пособия в Кемерово и Кемеровской области Кузбасс (Кемеровская область) является одним из наиболее экономически значимых регионов России. Между тем его население сокращается, а рождаемость после 2012 года падает и не превышает среднероссийские показатели.